Киселева Елена Павловна

 

Должность: учитель начальных классов Место работы: муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 муниципального образования город-курорт Геленджик Образование: высшее; Костромской Государственный Университет имени Н.А. Некрасова; 2010 год; психолог, преподаватель психологии. Стаж работы: 6 лет,  в данном учреждении: 4,7 лет, в данной должности: 4,7 лет    

Применение современных образовательных технологий

 Технология проблемного обучения. На мой взгляд, наиболее эффективной  современной  технологией, дающей  более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей обучающихся, является технология проблемного обучения. Ученик становится активным участником собственного обучения. А активность ученика обеспечивается и поддерживается  проблематизацией учебного материала, когда ученики удивлены и поставлены в ситуацию немедленного поиска ответа на вопрос, когда они видят связь учебного материала с жизнью  — все это является обязательными  условиями успешного обучения. Примеры проблемных вопросов и заданий:
  1. Урок «Русского языка». Тема: «Ударение». На доске записаны слова: пропасть, замок, свекла, кружки, стрелки, белки, хлопок, мука, плачу, полки. Я просшу в один столбик записать слова, где ударение падает на первый слог. Во второй – ударение падает на второй слог. Учащиеся зачитывают свои ответы. Ребята понимают, что варианты ответов получились разные. Я обращаю внимание учащихся на то, что задание было одно, а ответы разные. Почему? Дальше спрашиваю: «Где мы можем получить дополнительную информацию, чтобы понять, какой из вариантов ответов – верный?».
  2. Урок «Русский язык». Тема: «Сложные слова». На доске написано слово «снегопад». Нужно выделить в слове корень. Возникают различные мнения. Не основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня (в сложных словах).
  3. Урок «Русский язык». Тема: «Парные согласные в конце и в середине слова». Я говорю: «У дороги дуб. Какое последнее слово вы услышали? Какие звуки по порядку мы слышим, произнося это слово? [Д] [у][п] А теперь посмотрите, как пишется это слово. Сравните со звуковым составом слова. С чем вы столкнулись? Почему возникло такое противоречие?».
  4. Урок «Математика». Тема: «Умножение многозначного числа на многозначное число, оканчивающееся нулём». Я предлагаю трём учащимся у доски записать пример и решить его 218 754*1600. У ребят получаются разные ответы. Учащиеся выясняют, почему так получилось. Я предлагаю выстроить алгоритм выхода из сложившейся ситуации. Ребята выстраивают алгоритм и записывают каждый шаг на доске, одновременно решая пример, и находят ошибку с помощью учителя, то есть особенность в записи примера такого характера.
  1. Информационно-коммуникативные технологии.
Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребёнка. Основной целью при решении данной проблемы является совершенствование образовательного процесса, создание единой образовательной среды, повышение качества образования. Для этого необходимы:
  • интеграция различных предметных областей;
  • накопление образовательных ресурсов;
  • освоение учителем современных информационных технологий;
  • организация личностно-ориентированного обучения;
  • творческий взаимообмен между учителем и учеником, между  учителями.
  1. Игровая технология.
Игра помогает сделать процесс обучения интересным и творческим. Она создаёт атмосферу отвлеченности и снимает напряжение у детей. К тому же в игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности ребёнка.   Игры хороши тем, что в них все равны. Они посильны даже требующим особого педагогического внимания детям. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности задачи помогают ребятам преодолеть стеснительность, которая мешает  проявлять свои способности в полной мере. Приведу примеры некоторых игровых моментов.  1) Найти свою корзину Разложить овощи в корзину по склонениям.   Помидор, капуста, горох, огурец, морковь, картофель, свёкла. Так же можно в вазы разложить фрукты и ягоды. 2)  Игра «Наборщик» «Если взять любое слово, Вынуть буквы раз и два, А потом собрать их снова Выйдут новые слова». На доске написано слово, связанное с темой урока, например, «существительное». Из этого слова нужно составить новые слова (только существительные). 3) Игра «Расшифруй тему урока (любое слово)» Даны примеры: 3+1=4 (з) 5+5=10 (а) 4+2=6 (д) 2+3=5 (а) 5+2=7 (а) 4+5=9 (ч) Ответы нужно расположить в порядке возрастания и полученное слово будет являться ключевым в названии темы урока (Задача).   4)  Игра «Исключи лишнее» Учитель называет 3 – 4 слова (словосочетания), имеющих, кроме одного, общий признак. Учащиеся должны определить это слово и доказать свой выбор. Например.  Молоко, жираф, печенье, утконос (Лишнее: жираф, т.к. остальные слова состоят из 3 слогов) Сосуды, артерии, малый круг, печень  (Лишнее: печень, т.к. остальные слова относятся к «системе кровообращения»).
  1. Здоровьесберегающие
Утверждение здорового образа жизни подрастающего поколения рассматривается в практике работы школы как одно из приоритетных направлений. В Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения обозначена необходимость формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить обучающимся в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Мною используется следующий   методический инструментарий  здоровьесберегающих образовательных технологий. Методы: фронтальный; групповой; практический метод; познавательная игра; ситуационный метод; игровой метод; соревновательный метод; активные методы обучения; метод индивидуальных занятий.
  1. Проектные технологии
Важное место в современной школе занимает проектная деятельность учащихся. И я стараюсь применять эту технологию на своих уроках. Использую метод проектов на уроках кубановедения, окружающего мира, литературного чтения, технологии, математики. Моя задача — не преподносить готовые знания ученику, а организовать самостоятельный познавательный процесс. Конечно, малыши, только начинающие осваивать компьютер, пока не создают собственные презентации. Однако, большинство ребят активно, собирают материалы на предложенную тему проекта. Между ними возникает своего рода конкуренция: кто быстрее разыскал информацию, кто раздобыл редкие сведения и факты? 
  1. Групповые технологии
Методику групповой работы я стараюсь ввести уже с первых дней обучения ребенка в школе на уроках технологии, окружающего мира, где на первых этапах перед детьми не ставится сложных задач анализа и синтеза изучаемого материала. Пока еще дети плохо знают друг друга, предлагаю им разделиться на группы по 5–6 человек по желанию. Даю задание выполнить работу самостоятельно каждому, а потом эту же работу, – но всем вместе. Когда дети хорошо узнают друг друга, начинаю работу по формированию групп на определенный период времени (месяц, четверть) или для выполнения определенной задачи. Основным принципом отбора являются личные симпатии, умение общаться, уровень интеллектуального развития ребенка. Так как создаваемая группа является единым целым, то стараюсь, чтобы каждый ребенок был задействован в работе,  распределяю между детьми их обязанности. В таких группах ни один ребенок не остается в стороне.