Батищева Елена Вячеславовна

%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be-%d0%b1%d0%b0%d1%82%d0%b8%d1%89%d0%b5%d0%b2%d0%b0 Батищева Елена Вячеславовна – учитель химии и биологии МАОУ СОШ №17, с. Архипо – Осиповка муниципального образования город – курорт Геленджик
  • Педагогический стаж:26 лет
  • Педагогическая позиция: «Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд». (В.А. Сухомлинский)
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. Цели: Курс направлен на углубление знаний учащихся по общей химии и биологии, формирование умений и навыков практической работы, развитие творческих способностей и ориентация на выбор профессий, связанных с химическим и биологическим производством. Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость.   Инновационные технологии на уроках химии и биологии:
  • Проблемное обучение
  • Технология уровневой дифференциации
  • Информационно-коммуникационные технологии
  • Игровые технологии
  • Здоровьесберегающие технологии.
Освоение учащимися учебно-познавательных и учебно– практических задач в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для каждого учебного предмета: регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом и, прежде всего, с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.   МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РАЗРАБОТКЕ УРОКА ПО БИОЛОГИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: Уроки с использованием игровых технологий: — способствуют яркому эмоциональному восприятию учебного материала; — развивают творческие способности школьников и учителя; — воспитывают веру ученика в собственные силы; — учат школьника радоваться общению с педагогом и товарищами; — формируют внимание и стремление к самостоятельной деятельности; — заставляют взрослого и детей импровизировать; — активизируют самостоятельную деятельность учащихся; — учат школьников отстаивать свою точку зрения; — создают психологический комфорт в классе; — вызывают интерес у всех школьников. Можно применять разные игровые формы на уроках: при изучении нового материала, для проверки и закрепления знаний, а также способствующие применению знаний на практике. Использование на уроках игровых технологий обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает преодолевать трудности в обучении. Я использую их на разных этапах урока. Так в начале урока включаю игровой момент «Отгадай тему урока», при закреплении изученного материала – «Найди ошибку», кодированные упражнения. Так же мною разработаны викторины, часы занимательной математики. Всё это направлено на расширение кругозора учащихся, развитие их познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков. Приведу несколько примеров использования  игровых технологий на уроках биологии: План –конспект урока «Витамины» Предмет : биология Класс : 8-Б класс Тема : Витамины Дата урока:17.01.2014 Должность : учитель биологии Батищева Е.В. Тип урока: комбинированный интегрированный (биология + химия + физика) Продолжительность урока: 40 минут Учебник : А.Г. Драгомилов,Р.Д. Маш ,Биология .Человек  8 класс,М, Вентана –Граф. Цель урока: изучить физиологическое значение витаминов, установить связь витаминов с ферментами Оборудование: компьютер, интерактивная доска; презентация к уроку инструкции к лабораторной работе, шляпы из бумаги шести цветов, тесты на карточках, пробирки с витамином С, раствором слюны, крахмалом, йодом, соком, коллекция упаковок от витаминных препаратов, система тестирования, документ-камера. Ход урока:
  1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Мы приветствуем друг друга каждый день такими словами. То есть мы желаем здоровья друг другу. Здоровье — это самое ценное, что есть у человека. На всю жизнь человеку дается только одно тело. Следовательно, мы должны бережно к нему относиться, постоянно о нем заботиться, чтобы долгие годы оставаться здоровыми!
  1. Актуализация знаний.
( Учитель демонстрирует слайд 1) Вот уже несколько уроков мы с вами изучаем обменные процессы в организме. Учитель :Какие вещества и как поступают в наш организм? Ответ ученика :Вместе с пищей мы потребляем белки, жиры и углеводы. Учитель :Зачем они нужны в организме? Ответ ученика :Они служат строительным материалом и источником энергии. Учитель :Что такое обмен веществ? Как он называется по другому? Ответ ученика :Обмен веществ или метаболизм – это совокупность процессов поступления, преобразования и выделения веществ организмом. Учитель :Какие стадии включает обмен веществ? Ответ ученика :Обмен веществ включает подготовительную, основную и заключительную стадии. ( Учитель демонстрирует слайд 1) Учитель : Какие виды обмена составляют основную стадию? Ответ ученика :Основная стадия состоит из пластического и энергетического обмена. Учитель :Что такое пластический обмен? Ответ ученика :Совокупность реакций образования органических веществ и клеток называется пластический обмен. Учитель :В чем суть и значение энергетического обмена? Ответ ученика :Энергетический обмен даёт организму энергию, которая выделяется при окислении веществ, поступивших в клетку. Учитель : Как связаны между собой пластический и энергетический обмен? Ответ ученика :В результате пластического обмена синтезируются ферменты, которые ускоряют все химические реакции в клетке, в том числе и реакции окисления, в результате которых, выделяется энергия, необходимая для синтеза веществ. Учитель : Молодцы, ребята. Вы хорошо представляете себе суть процессов обмена веществ. На сегодняшнем уроке мы с вами изучим ещё одну группу веществ без которых обменные процессы в организме невозможны.Вы, конечно же догадались, о чем сегодня пойдёт речь? Постановка проблемы. Во время одной из экспедиций Колумба часть экипажа сильно заболела. Умирающие моряки попросили капитана высадить их на каком-нибудь острове, чтобы они могли там спокойно умереть. Колумб сжалился над страдальцами, причалил к ближайшему острову, оставил больным вместе с запасом провианта, ружья и порох на всякий случай. А через несколько месяцев, на обратном пути его корабли вновь подошли к берегу, чтобы предать останки несчастных моряков земле. Каково же было их удивление, когда они встретили своих товарищей живыми и здоровыми! Остров назвали “Кюрасао”, по-португальски это означает “оздоравливающий”. Учитель :Что же спасло моряков от гибели? ( Учитель демонстрирует слайд 2) Учитель : Витамины образуются растениями или животными и должны поступать в организм в микроскопических количествах для продолжения жизненных процессов. В продуктах витаминов содержится такое малое количество, что долгое время их не могли открыть. Ваша задача – записать определение витаминов в рабочей тетради, кто и когда их открыл. ( Учитель демонстрирует слайд 3) Учитель : Витамины – низкомолекулярные органические вещества, которые требуются в очень малых количествах для протекания биохимических процессов в организме. Были открыты Н. И. Луниным в 1880 г. (Запись в тетрадь)Чтобы выяснить, почему полезны витамины проводим эксперимент. Проследите в какой пробирке реакция будет идти интенсивнее? В две пробирки одновременно с раствором крахмала, окрашенным йодом, налейте: в первую, разведённую слюну в 20 раз, а во вторую разведённую слюну с витамином С. – Почему исчезает окраска? – В какой пробирке интенсивнее? – Что содержится в слюне? – Что такое фермент? – Какой вывод можно сделать о влиянии витамина? – Чем важны витамины? ( Учитель демонстрирует слайд 4) Учитель :Вывод: Витамины активизируют ферменты или входят в их состав. (Продолжите определение в тетради).При отсутствии или недостатке витаминов в пище возникают различные заболевания: авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз Учитель :Что означает приставка «а»? Ответ учащегося : Отсутствие витаминов в пище. При этом возникают серьезные отклонения в состоянии здоровья – заболевания. Учитель :Что означает приставка «гипо»? Ответ учащегося :Малое, недостаточное количество витаминов в пище. При этом серьёзных заболеваний не возникает, но человек быстро утомляется, понижается работоспособность, повышается раздражимость, снижается сопротивляемость к инфекциям. ( Учитель демонстрирует слайд 5) Учитель :Что означает приставка «гипер»? Ответ учащегося :Сверх, избыток витамина в организме. Гипервитаминозы проявляются в виде интоксикации (отравления) организма. Более токсичным действием обладают избыточные дозы жирорастворимых витаминов, так как они накапливаются в организме. Гипервитаминоз очень часто наблюдается у людей, которые занимаются культуризмом – бодибилдингом и нередко без меры употребляют пищевые добавки и витамины. ( Учитель демонстрирует слайд 6) Учитель :В настоящее время по различным данным известно 30-50 витаминов. Не исключено, что будут открыты новые витамины. Для удобства витамины обозначают буквами латинского алфавита: ретинол – A, кальциферол – D, токоферол – E , аскорбиновая кислота – C. Сходным витаминам тиамину – B1, рибофлавину – B2, пиридоксину – B6, фолиевой кислоте – B9 названия давались по мере их открытия. Мы будем изучать 4 витамина А, В, С, D.
  1. Составление алгоритмов.
( Учитель демонстрирует слайд 7) Пользуясь учебником, заполните таблицу в рабочей тетради.
  1.  Почему апельсиновый сок можно пить в чистом виде, а морковь следует употреблять с добавлением растительного масла или сметаны? (Витамин С – водорастворимый, а витамин А — жирорастворимый). Отметьте в таблице водорастворимые и жирорастворимые витамины.
  2. Какие факты о нарушении работы организма при недостатке витаминов известны? Прочитайте в схеме «Фиш-боун».
  3. Каковы причины проявления данных фактов? Заполните схему «Фиш-боун» на индивидуальных листах, пользуясь учебником.
Учитель :Что бы в холодное время противостоять простудным заболеваниям необходим витамин С. Фармацевтическая промышленность выпускает огромный ассортимент витаминных препаратов. Некоторые из них представлены на нашей выставке. В таком разнообразии не мудрено и растеряться. При выборе витаминного препарата следует проконсультироваться с лечащим врачом. А при приёме синтетических витаминов следует строго соблюдать дозировку. С витаминами связано немало мифов. Попробуем развеять некоторые из них МИФ 1. Гиповитаминоз – сезонная проблема. Витамины нужно принимать только весной. (Витамины нужны постоянно). МИФ 2. Вместо того, чтобы глотать таблетки, можно просто побольше пить соков и есть свежих овощей и фруктов. (В зимний период большая часть витаминов в овощах и фруктах уже разрушена). МИФ 3. Если постоянно принимать витамины, можно заработать гипервитаминоз. (Гипервитаминоз грозит только при неправильном приёме витаминов). МИФ 4. Некоторые витамины вступают в противоречие друг с другом, Поэтому не имеет смысла пить комплексные витаминные препараты – всё равно в итоге эффекта не будет. (Это всего лишь рекламный ход). МИФ 5. Синтезированные, «химические» витамины менее полезны, чем натуральные. (Полезны любые витамины. Но все же лучше пить, так называемые нутрицевтики – витамины нового поколения, полученные из натуральных овощей и фруктов.). 3.Закрепление Вопросы для учащихся : — Что такое витамины? — Почему витамины называют «Чудесная азбука здоровья»? Чем они полезны? — Почему нельзя выпить сразу весь пузырёк, что бы запастись витаминами впрок? (Может возникнуть гипервитаминоз, который опасен не менее авитаминоза). — Как помочь больным рахитом не используя витамин D? — Почему молоко коров, пасущихся на пастбище, богаче витамином D чем молоко коров, постоянно находящихся в коровнике? — В рацион питания всех людей должны входить в достаточном количестве сырые овощи и фрукты. Почему? Рефлексия: Самоконтроль. Выполнение тестовых заданий быстрым тестированием при помощи пультов.
  1. При отсутствии какого витамина возникает цинга?
  2. Недостаток какого витамина вызывает шелушение кожи, куриную слепоту?
  3. Недостаток какого витамина вызывает судороги, параличи?
  4. При недостатке какого витамина развивается рахит?
  5. Какой витамин повышает устойчивость к инфекционным заболеваниям?
Ребята, я предлагаю вам оценить свою работу на уроке при помощи шести шляп. Некоторые шляпы я раздам, а некоторые вы можете выбрать сами. (Шляпы на подносе раздаю детям и слушаем высказывания). Рассказать присутствующим: под Белой шляпой — факты, что нам известно, что не известно; под Зеленой шляпой — каковы идеи по применению полученных знаний; под Желтой шляпой — плюсы, позитивные моменты урока; под Черной шляпой  — трудности, с которыми столкнулся на уроке, какие появились вопросы; недостатки урока; под Красной шляпой — свое эмоциональное отношение к уроку вцелом; под Синей шляпой — обобщение и выводы к уроку;
  1. Подведение итогов
Я благодарю вас за работу на уроке.  Выставление оценок. «Для здоровья и силы принимайте витамины». В холодное время противостоять простудным заболеваниям помогает витамин С (раздаю драже витамина С всем желающим). Все встали, урок окончен. До свидания!
  1. При отсутствии какого витамина возникает цинга?
  2. Недостаток какого витамина вызывает шелушение кожи, куриную слепоту?
  3. Недостаток какого витамина вызывает малокровие?
  4. При недостатке какого витамина развивается рахит?
  5. Какой витамин повышает устойчивость к инфекционным заболеваниям?

5. Домашнее задание

Выучить теоретический материал по теме «Витамины ».                   Основные жизненные направления в воспитании школьников:
  • – Люби и знай свой край родной
  • – Я и мой жизненный выбор
  • – Образование
  • – Досуг
  • – Природа и человек
  • – Здоровье и спорт
  • – Я и моя семья
  • – Общение и нравственность
  • – Искусство и культура
Достижения учащихся: Список призеров предметных олимпиад, проводимых  по ежегодным  приказам министерства  образования и науки Краснодарского края
Год Фамилия, имя Класс Олимпиада Этап Уровень
1 2014 Неговора Вероника 8 олимпиада по биологии муниципальный призер
2 2014 Рашид Лариса 10 олимпиада по биологии муниципальный призер
3 2014 Сподин Никита 7 олимпиада по биологии муниципальный призер
4 2013 Бараева Эвелина 9 олимпиада по биологии муниципальный призер
5 2013 Кокшаров Сергей 7 олимпиада по биологии муниципальный призер
6 2012 Чупак Екатерина 11 олимпиада по биологии муниципальный призер
7 2013 Утка Антонина 11 олимпиада по химии муниципальный призер
8 2013 Калинченко Дмитрий 10 олимпиада по химии муниципальный призер
9 2012 Бережная Мария 11 олимпиада по химии муниципальный призер
  Педагогический опыт:
  • Методическая разработка: Внеклассное мероприятие по химии для учащихся 10-11 классов «Химическая игра «Химическая кухня». Интернет — проект «Gotovimyrok.com» — сайт для учителей, 2016г.
  • Методическая разработка: План-конспект урока по биологии для 10 класса на тему «Генетика человека». Интернет — проект «Gotovimyrok.com» — сайт для учителей, 2016г.
  • Методическая разработка: План-конспект урока по биологии для 10 класса на тему «Онтогенез. Эмбриогенез». Интернет — проект «Gotovimyrok.com» — сайт для учителей, 2016г.
  • Методическая разработка: План-конспект урока по биологии для 9 класса на тему «Селекция животных». Интернет — проект «Gotovimyrok.com» — сайт для учителей, 2016г.