Педагогическим работникам
Методические рекомендации педагогам:
Информационная безопасность детей — это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией,Ж в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (с изменениями от 29.07.2018)
В Интернете, как и в реальной жизни, учащихся подстерегают опасности: доступность нежелательного контента в социальных сетях, обман и вымогательство денег, платные СМС на короткие номера, пропаганда насилия и экстремизма, игромания и интернет-зависимость, склонение к суициду и т.п.
Интернет-зависимость — это навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10% пользователей во все мире. В частности, некоторые учащиеся настолько увлекаются виртуальным пространством, что начинают предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Видами интернет-зависимости являются навязчивый веб-серфинг, пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам (большие объемы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в сети), игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.
Задача педагогов в связи с имеющимися рисками состоит в том, чтобы указать на эти риски, предостеречь от необдуманных поступков, сформировать у учащихся навыки критического отношения к получаемой в Интернете информации, воспитать культуру безопасного использования Интернет.
В качестве возможного варианта предоставления учащимся соответствующих знаний может быть использована учебная программа «Интернет: возможности, компетенции, безопасность», разработанная специалистами факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Федеральным институтом развития образования и Фондом Развития Интернет, рекомендованная Министерством образования и науки РФ:
http://detionline.com — главная страница,
Содержание программы направлено на обучение учащихся полезному и безопасному использованию сети Интернет и социальных сетей, обучению критической оценке онлайн контента и навыкам сетевой коммуникации. Авторами программы разработано методическое пособие для преподавателей и практикумы для проведения уроков, а также запущен интернет-ресурс «Разбираем Интернет» (http://www.razbiraeminternet.ru). На этом сайте в игровой форме представлены мультимедийные средства обучения для детей и подростков, надо рекомендовать обучающимся посещать этот сайт.
Содержательная часть и объем учебного курса может определяться индивидуально, в зависимости от потребностей конкретной ОО и учащихся. Обучение навыкам безопасного и эффективного использования интернет-ресурсов возможно в рамках курса «Основы безопасности и жизнедеятельности» и в рамках программ факультативов, кружков, элективных курсов, а также индивидуальных учебных планов, реализуемых ОО. Материалы бесплатны и доступны для скачивания http://www.razbiraeminternet.ru/teacher .
Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (г. Москва) разработан учебно-методический комплекс «Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет». УМК разработан с учетом потребностей ОО в области безопасной работы в Интернет и ориентирован на руководителей, методистов, педагогов, заинтересованных в повышении своей компетентности в области безопасного применения ИКТ. Методическое приложение к программе можно использовать при организации просветительской работы с родителями и учащимися.
Рекомендуется провести анкетирование обучающихся и родителей по вопросам безопасного использования сети Интернет. Вопросы для анкетирования предоставлены на сайте «Дети онлайн» http://detionline.com/internet-project/competence-research
При работе с младшими школьниками целесообразно использовать игровые методы, в том числе и Интернет — игру «Прогулка через Дикий Интернет Лес» (http://www.wildwebwoods.org/popup.php?lang=ru), посвященную вопросам обеспечения безопасности в Интернет.
Актуальная информация о мероприятиях, проектах и программах, направленных на повышение информационной грамотности педагогических работников:
-
http://www.ligainternet.ru/news/ мероприятия Лиги безопасного интернета. Лига безопасного интернета — крупнейшая и наиболее авторитетная в России организация, созданная для противодействия распространению опасного контента во всемирной сети. Лига безопасного интернета была учреждена в 2011 году при поддержке Минкомсвязи РФ, МВД РФ, Комитета Госдумы РФ по вопросам семьи женщин и детей. Попечительский совет Лиги возглавляет помощник Президента Российской Федерации Игорь Щеголев.
- http://xn—b1afankxqj2c.xn—p1ai/partneram-o-proekte мероприятия проекта «Сетевичок». Проект представляет собой группу онлайн-мероприятий:
- Международный квест по цифровой грамотности «Сетевичок», ориентированный на детей и подростков.
- Национальная премия за заслуги компаний и организаций в сфере информационного контента для детей, подростков и молодежи «Премия Сетевичок»
- Всероссийское исследование детей и подростков «Образ жизни российских подростков в сети».
- Конференция по формированию детского информационного пространства «Сетевичок»
- Сетевая конференция по формированию детского информационного пространства «Сетевичок»: https://www.xn—d1abkefqip0a2f.xn—p1ai
Интернет-ресурсы для педагогических работников:
-
http://www.fid.su/projects/deti-v-internete сайт Фонда Развития Интернет.
-
http://content-filtering.ru/ сайт «Ваш личный интернет», советы, рекомендации для детей и родителей по безопасной работе в Интернет.
-
http://www.ligainternet.ru/ Лиги безопасного Интернета.
-
http://ppt4web.ru/informatika/bezopasnyjj-internet.html презентации о безопасном Интернете.
-
http://www.microsoft.com/ru-ru/security/default.aspx сайт Центра безопасности Майкрософт.
-
http://www.saferunet.org/children/ Центр безопасности Интернета в России.
-
https://edu.tatar.ru/upload/images/files/909_029%20Orangepdf Безопасно и просто: родительский контроль. — Буклет
-
Урок в 9–10 классах. Профилактика интернет-зависимости «Будущее начинается сегодня» http://festival.1september.ru/articles/612789/ Материал разработан для учащихся 9-11 классов, но может модифицироваться и для учащихся среднего звена школы.
-
Материалы (буклет, презентация и текст) для бесед профилактике игровой и интернет-зависимости у детей и подростков на сайте Министерства образования и науки Республики Татарстан: http://mon.tatarstan.ru/prof_internet_zavisimosti.htm
-
http://www.nachalka.com/node/950 Видео «Развлечение и безопасность в Интернете»
-
http://i-deti.org/ портал «Безопасный инет для детей», ресурсы, рекомендации, комиксы
-
http://сетевичок.рф/ сайт для детей — обучение и онлайн-консультирование по вопросам кибербезопасности сетевой безопасности
-
http://www.igra-internet.ru/ — онлайн интернет-игра «Изучи Интернет – управляй им»
-
http://www.safe-internet.ru/ — сайт Ростелеком «Безопасность детей в Интернете, библиотека с материалами, памятками, рекомендациями по возрастам
ПАМЯТКИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: