1.1. Наставничество — разновидность индивидуальной воспитательной работы Молодыми специалистами и впервые принятыми учителями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы.
1.2. Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного учителя по развитию у Молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной специализации и методики преподавания.
1.3. Правовой основой института Наставничества являются настоящее Положение, другие нормативные акты Министерства образования и науки Российской Федерации, регламентирующие вопросы профессиональной подготовки учителей и специалистов образовательных учреждений.
2.1. Целью Наставничества является оказание помощи впервые принятым учителям в их профессиональном становлении, а также формирование в образовательном учреждении кадрового ядра.
2.2. Основными задачами Наставничества являются:
• Привить Молодым специалистам интерес к педагогической деятельности
• Ускорить процесс профессионального становления Молодого специалиста и развить способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности
• Способствовать успешной адаптации к организационной культуре, усвоение лучших традиций коллектива и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя.
3.1. Наставничество организуется на основании приказа директора МАОУ СОШ № 17 имени Эдуарда Есаяна муниципального образования город-курорт Геленджик.
3.2. Руководство деятельностью Наставников осуществляют заместители директора по учебно-методической работе и/или руководители методических объединений, в которых организуется Наставничество.
3.3. Директор МАОУ СОШ № 17 имени Эдуарда Есаяна подбирает Наставника из наиболее подготовленных учителей, обладающих высоким уровнем профессиональнойподготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, богатый жизненный опыт, способность и готовность делиться профессиональным опытом, системное представление о педагогической деятельности и работе школы, стаж педагогической деятельности не менее пяти лет, в том числе не менее двух лет по данному предмету.
3.4. Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и может иметь одновременно не более двух Молодых специалистов.
3.5. Кандидатуры Наставников рассматриваются и согласовываются на заседаниях Методического совета, Педагогического совета и утверждаются приказом директора.
3.6. Основанием для согласования Наставника на Педагогическом совете является выписка из заседания Методического совета.
3.7. Назначение Наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого Наставника и Молодого специалиста, за которым он будет закреплен.
3.8. Приказ об утверждении Наставника издается не позднее двух недель с момента назначения Молодого специалиста на определенную должность.
3.9. Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников образовательного учреждения:
• Молодыми специалистами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях;
• Учителями, впервые принятыми, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях;
• Выпускниками непедагогических профессиональных образовательных учреждений, завершивших очное, заочное или вечернее обучение и не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях;
• Учителями, переведенными на другую работу, если выполнение ими служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения новыми практическими навыками;
• Учителями, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения уроков в определенном классе (по определенной тематике).
3.10 .Замена Наставника производится приказом директора школы в случаях:
• Увольнения Наставника;
• Перевода на другую работу Молодого специалиста или Наставника;
• Привлечения Наставника к дисциплинарной ответственности;
• Психологической несовместимости Наставника и Молодого специалиста.
3.11 .Показателями оценки эффективности работы Наставника является выполнение целей и задач Молодым специалистом в период наставничества.
3.12. За успешную многолетнюю работу Наставник отмечается директором МАОУ СОШ № 17 имени Эдуарда Есаяна по действующей системе поощрения.
3.13. По инициативе Наставников они могут создавать орган общественного самоуправления — Совет наставников.
• Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности Молодого специалиста по занимаемой должности;
• Разрабатывать совместно с Молодым специалистом План профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
• Изучать деловые и нравственные качества Молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям;
• Знакомить Молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;
• Вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю — предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
• Проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение Молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий;
• Давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
• Оказывать Молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
• Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью Молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;
• Вести Дневник работы Наставника и периодически докладывать руководителю методического совета о процессе адаптации Молодого специалиста, результатах его труда;
• Подводить итоги профессиональной адаптации Молодого специалиста, составлять отчет по итогам Наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе Молодого специалиста.
• С согласия директора МАОУ СОШ № 17 имени Эдуарда Есаяна подключать для дополнительного обучения Молодого специалиста других сотрудников МАОУ СОШ № 17 имени Эдуарда Есаяна.
• Требовать рабочие отчеты у Молодого специалиста, как в устной, так и в письменной форме.
В период наставничества Молодой специалист обязан:
• Изучать Закон РФ «Об образовании», нормативные акты, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности образовательного учреждения и функциональные обязанности по занимаемой должности;
• Выполнять План профессионального становления в установленные сроки;
• Постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
• Учиться у Наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
• Совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень
• Периодически отчитываться о своей работе перед Наставником и руководителем структурного подразделения.
Молодой специалист имеет право:
• Вносить на рассмотрение администрации МАОУ СОШ № 17 имени Эдуарда Есаяна предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством;
• Защищать профессиональную честь и достоинство;
• Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
• Посещать внешние организации по вопросам, связанным с педагогической деятельностью;
• Повышать квалификацию.
8.1. Организация работы Наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителей директора по УМР и УР.
8.2. Заместители директора обязаны:
• Представить Молодого специалиста учителям школы, объявить приказ о закреплении за ним Наставника;
• Создать необходимые условия для совместной работы Молодого специалиста и Наставника;
• Посещать отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые Наставником и Молодым специалистом;
• Организовать обучение Наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении Планов работы с Молодыми специалистами;
• Изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации Наставничества в образовательном учреждении;
• Определить меры поощрения Наставников;
• Рассмотреть на заседании Методического совета индивидуальный план работы Наставника;
• Провести инструктаж Наставников и Молодых специалистов;
• Обеспечить возможность осуществления Наставником своих обязанностей в соответствии с настоящим Положением;
• Осуществлять систематический контроль работы Наставника;
• Заслушать и утвердить на заседании Методического совета отчеты Молодого специалиста и Наставника и представить их директору МАОУ СОШ № 17 имени Эдуарда Есаяна.
К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
• Настоящее Положение о Наставничестве;
• Приказ директора МАОУ СОШ № 17 имени Эдуарда Есаяна об организации Наставничества;
• Планы работы Педагогического совета, Методического совета;
• Протоколы заседаний Педагогического совета, Методического совета на которых рассматривались вопросы Наставничества;
• Методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по Наставничеству;
• План профессионального становления;
• Дневник работы Наставника.
10.1. Наставник — опытный учитель, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания.
10.2. Молодой специалист — начинающий учитель, как правило, овладевший знаниями основ педагогики по программе вуза, проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руководством Наставника по согласованному Плану профессионального становления.